Если в дошкольном возрасте воровство можно расценивать как импульсивность, ошибку или случайность, то в подростковом – это уже осознанный, продуманный, контролируемый шаг, который быстро перерастает в устойчивую, прогрессирующую девиацию. Даже те дети, которые объективно не нуждаются в каких-либо материальных благах, имеют собственные карманные деньги и не склонны к зависти, способны совершить кражу. Причины воровства у подростков чаще всего – попытка самоутвердиться среди сверстников, привлечь внимание окружающих, проверить границы дозволенного и прочность любви родителей. А конструктивным или деструктивным способом будет достигнута цель – не имеет значения.
Почему нельзя пускать проблему на самотёк
В период с 11 до 17 лет в сознании человека активно укореняются морально-нравственные ценности и социальные нормы. Когда подросток нуждается в самоутверждении, он готов пробовать любые стратегии поведения. Убеждаясь в том, что негативные поступки вызывают более выраженную реакцию общественности, дети повторяют их снова и снова. Стратегии закрепляются в подсознании и качественно меняют представления о нравственности на всю оставшуюся жизнь. Чем раньше проблеме будет уделено соответствующего внимания, тем быстрее и безопаснее для себя подросток сможет с ней справиться.
Подробнее о возможных причинах воровства у подростков
Если подросток начал воровать, одного «серьёзного разговора» и строгих нотаций со стороны взрослых обычно недостаточно. Введение в привычную жизнь ребёнка ограничений и запретов, системы наказаний только усугубит ситуацию. Закрепит такую модель поведения и ведомая позиция родителей – когда взрослые предлагают увеличить количество карманных денег или купить ту вещь, которая была украдена, по их мнению, из зависти. Программа коррекции нежелательного поведения должна основываться на первопричине подросткового воровства.
1. Попытка расположить к себе сверстников. Если ребёнок не умеет по тем или причинам устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими, он становится одиночкой, отшельником, а иногда – и изгоем. Дети, оказавшиеся в идентичных условиях жизни, «сбиваются» в стайки. Переживание негативных эмоций побуждает их к совершению соответствующих поступков – так они пытаются заявить о себе, в ряде случаев даже внушить определённый страх, буквально заставляя окружающих их заметить.
2. Вседозволенность. Подросток может начать воровать из-за сиюминутных порывов, от скуки. Такие дети не способны контролировать свои эмоции и поведение. В большинстве случаев даже не могут внятно объяснить конкретную причину совершённой кражи.
3. Подросток ворует, чтобы привлечь внимание родителей. Если взрослые часто заняты своими делами, карьерой или ориентированы на заботу о младшем ребёнке в семье, подросток испытывает естественную нехватку энергии. Воровством он как бы напоминает о своём существовании, ведь негативная реакций – тоже внимание.
Быстро и эффективно справиться с проблемой подросткового воровства можно только при определённых условиях. Первое – точно идентифицировать причину, которая послужила развитию этой формы девиации. Второе – определить и создать необходимые условия реабилитации, оказать комплексную помощь и поддержку.
Ввиду того, что родители по естественным причинам не обладают необходимыми компетенциями и не имеют соответствующих возможностей, доверить воспитание трудного подростка куда целесообразнее специалистам в области психологии и коррекции поведения.
Что делать, если подросток ворует
Любые поведенческие отклонения в подростковом возрасте должны решаться всесторонне, комплексно. Самый эффективный способ избавиться от девиации, трансформировать её в устойчивое, позитивное мышление – полностью сменить окружающую обстановку, привычный режим жизни и круг общения на более благоприятные, стимулирующие к самосовершенствованию условия.
«Академия Будущего» - это закрытая частная школа-пансион в курортном посёлке Кабардинка для трудных подростков, где каждый воспитанник гарантировано удостаивается персонального внимания специалистов. Программа реабилитации всегда индивидуальна, но ориентирована на общие принципы авторской методики Позитивной Психологии.
Мы работаем не только с проблемой воровства у подростков, но и другими девиациями.
Помимо этого:
· прививаем интерес к здоровому образу жизни;
· заботимся о физическом, умственном и психическом развитии детей;
· развиваем творческий потенциал;
· расширяем круг интересов;
· помогаем преобразовать личностные особенности.
Морской климат благоприятно влияет на здоровье детей. Подростки находятся под постоянным присмотром квалифицированных специалистов – педагогов, коучей и психологов – быстро обзаводятся новыми друзьями и учатся строить гармоничные взаимоотношения, нести ответственность за собственное поведение. И всё это – без отрыва от учёбы.
Такие условия помогают не только избавить подростка от привычки воровать, но и качественно преобразить систему его установок и жизненных ценностей, посмотреть на собственное будущее под более серьёзным и позитивно ориентированным углом.