Подростковая депрессия.
Что нужно делать и как помочь?

В современном мире изысканных сложностей и простых радостей, каждый человек хотя бы единожды испытывал стресс и тревогу. Стресс - это состояние психологического напряжения, ощущения давления и нерешенности. В зависимости от характера стресса и его источника, человек индивидуально духовно переносит или психологически проживает ситуацию в силу своих возможностей, убеждений и ценностей. Стрессовые события имеют как положительный так и кризисный характер. Рождение, переезды, потери, приобретения, новые знакомства, свадьбы, разводы, поступление в ВУЗы, защиты дипломов, первая любовь и тд. Важный сценарно-сложный момент приходится первым именно на рождение человека и последним, при осознании старости, принятии неизбежного. Периоды реабилитации после стресса индивидуальные по продолжительности. Один подросток силен духом, другой слаб эмоционально. Кризисная ситуация может привести в долгую депрессию пролонгированного эмоционального действия. Жизнь полная событиями оставляет психологический след в бессознательном человека. Важно, что термин "депрессия" актуален не во всех случаях.

Давайте обозначим два момента: клиническая депрессия и преддперессия или кризис.

Как детский психолог нашего коррекционного центра «Академия Будущего», я подробнее остановлюсь на теме депрессии и кризисов у подростков.

Дети младшего подросткового (10-12 лет) и подросткового возраста (13-16 лет) особенно подвержены переживаниям, эмоциональным «качелям», кризисному негативному мышлению и духовному диссонансу, недоверию.

При клинической депрессии у подростка наблюдаются следующие симптомы: снижение соматического здоровья, жалобы на плохое самочувствие без существенных признаков нарушения физического здоровья, сниженный или повышенный аппетит, до булимии или анорексии, снижение работоспособности, рассеянное внимание, сонливость и низкие показатели когнитивной и познавательной сферы. В этом случае безусловна и обязательна помощь психотерапевта, для подбора как индивидуальной психотерапии и даже фармакологической помощи. Казалось бы незначительная ситуация - ссора со сверстником, не приняли в классе, родители не разрешили покрасить волосы в зеленый или сходить на концерт любимого рок исполнителя, и тут может возникнуть ситуация кризиса и депрессивных симптомов. Ребенок еще не научился принимать отказы, представляет свободу по-своему, и наполняется, зачастую, токсичными эмоциями.

Преддеперессия или кризис!? Безусловно, наличие частых неразрешенных ситуаций, эмоциональных конфликтов и сложностей в своей среде требует помощи специалиста соответствующей профессии - психолога, психолога - педагога, школьного психолога, для улучшения эффективности и качества жизни подростка. Для этого у родителя есть возможность обращаться в кризисные центры семьи, центры психологической помощи, группы личностного роста и поддержки в трудную жизненную ситуацию.

Следует отметить, что в болезненном и кризисном случае подросток - все же ребенок, и не умеет пока отслеживать и распознавать свои ощущения и чувства. Связано это, во-первых, с индивидуальными психическими процессами, темпераментом, акцентуациями характера и с незаконченным формированием психических и волевых процессов маленького человека. Дети этого возраста не умеют открыто и искренно вести диалог о себе, отслеживать причинно-следственные связи. Подростки вовлечены сразу в несколько социальных уровней, где каждому требуется соответствовать и быть нужным.

Вопрос профессионального ориентирования старших подростков так же актуален и в некоторых случаях вызывает кризис самоопределения. В этом случае на помощь приходит тот, кому подросток доверяет сам и на кого можно положиться. Для этих целей в нашем центре с детьми работают профоринтологи - психологи. Самоопределение вопрос истинно важный для каждого участника коррекционного процесса.

«ВЫХОДА нет» - замени на «ВЫХОД рядом»! Да, именно эту установку я предлагаю в случае возникновения кризиса и депрессивных настроений у подростков. Для выхода из трудностей важно принять решение действовать и даже в ситуации сниженного эмоционального фона важно осознание, что решение существует.

В случае если родитель замечает вышеперечисленные симптомы и любые изменения поведения, необходима помощь, как самого родителя, так и профессионального психолога, психотерапевта. Коррекция это динамичный, эмоциональный и высвобождающий процесс диалога ребенка не только со специалистом, но и с самим собой в некоторых случаях.
Предлагаю несколько рекомендаций для разрешения сложившейся ситуации.

1. Любая коррекция начинается с себя. Создание доверительной атмосферы дома, слушать и слышать своего ребенка и его потребности, давать информацию по его вопросам.

2. Быть внимательнее. Внимание друг другу это проявление любви и заботы. Даже самый ворчливый подросток или интроверт в душе очень ждет помощи и поддержки. При обнаружении проблемы рекомендую сесть за "стол взаимопомощи" и искать действенное решение.

3. Снижение требований - увеличение сотрудничества. Подросток находится в постоянном выборе, напряжении и уровне притязаний. будьте другом и соратником, тренером, союзником.

4. Границы и рубежи. Важно, рациональным и демократичным путем соблюдать границы друг друга, мягко и без предвзятости их беречь.

5. Сублимация. Депрессия, как и любое токсичное состояние личности, требует эмоционального выхода. Не всегда конструктивно - агрессия, закрытые двери и молчание. А созидательные установки позволяют прожить кризис безопасно: творчество, спорт, йога, сочинения стихов, активность ума, арт-терапия, музыка.

В заключении хочется сказать, что подростковая депрессия и кризис легче проживается если вовремя предупредить, слышать своих детей, ценить чувства и мнения своих детей. Каждый родитель обладает как минимум одним важным качеством для улучшения качества жизни своего ребенка - любовью и лучше если эта любовь безусловная. Чтобы исключить часть внутренних конфликтов. Первичная социализация играет важнейшую роль на то, как подросток будет решать свои сложные ситуации и проходить жизненные кризисы. "Я рядом!" - лучший девиз родителя.

С уважением практический и детский психолог, арт -терапевт Академии Будущего
Толмачева Марина Олеговна

«Сила и личностная свобода - в преодолении»!