Давайте обозначим два момента: клиническая депрессия и преддперессия или кризис.
Как детский психолог нашего коррекционного центра «Академия Будущего», я подробнее остановлюсь на теме депрессии и кризисов у подростков.
Дети младшего подросткового (10−12 лет) и подросткового возраста (13−16 лет) особенно подвержены переживаниям, эмоциональным «качелям», кризисному негативному мышлению и духовному диссонансу, недоверию.
При клинической депрессии у подростка наблюдаются следующие симптомы: снижение соматического здоровья, жалобы на плохое самочувствие без существенных признаков нарушения физического здоровья, сниженный или повышенный аппетит, до булимии или анорексии, снижение работоспособности, рассеянное внимание, сонливость и низкие показатели когнитивной и познавательной сферы. В этом случае безусловна и обязательна помощь психотерапевта, для подбора как индивидуальной психотерапии и даже фармакологической помощи. Казалось бы незначительная ситуация — ссора со сверстником, не приняли в классе, родители не разрешили покрасить волосы в зеленый или сходить на концерт любимого рок исполнителя, и тут может возникнуть ситуация кризиса и депрессивных симптомов. Ребенок еще не научился принимать отказы, представляет свободу по-своему, и наполняется, зачастую, токсичными эмоциями.
Преддеперессия или кризис?! Безусловно, наличие частых неразрешенных ситуаций, эмоциональных конфликтов и сложностей в своей среде требует помощи специалиста соответствующей профессии — психолога, психолога — педагога, школьного психолога, для улучшения эффективности и качества жизни подростка. Для этого у родителя есть возможность обращаться в кризисные центры семьи, центры психологической помощи, группы личностного роста и поддержки в трудную жизненную ситуацию.
Следует отметить, что в болезненном и кризисном случае подросток — все же ребенок, и не умеет пока отслеживать и распознавать свои ощущения и чувства. Связано это, во-первых, с индивидуальными психическими процессами, темпераментом, акцентуациями характера и с незаконченным формированием психических и волевых процессов маленького человека. Дети этого возраста не умеют открыто и искренно вести диалог о себе, отслеживать причинно-следственные связи. Подростки вовлечены сразу в несколько социальных уровней, где каждому требуется соответствовать и быть нужным.
Вопрос профессионального ориентирования старших подростков так же актуален и в некоторых случаях вызывает кризис самоопределения. В этом случае на помощь приходит тот, кому подросток доверяет сам и на кого можно положиться. Для этих целей в нашем центре с детьми работают профоринтологи — психологи. Самоопределение вопрос истинно важный для каждого участника коррекционного процесса.
«ВЫХОДА нет» — замени на «ВЫХОД рядом»! Да, именно эту установку я предлагаю в случае возникновения кризиса и депрессивных настроений у подростков. Для выхода из трудностей важно принять решение действовать и даже в ситуации сниженного эмоционального фона важно осознание, что решение существует.
В случае если родитель замечает вышеперечисленные симптомы и любые изменения поведения, необходима помощь, как самого родителя, так и профессионального психолога, психотерапевта. Коррекция это динамичный, эмоциональный и высвобождающий процесс диалога ребенка не только со специалистом, но и с самим собой в некоторых случаях.
Предлагаю несколько рекомендаций для разрешения сложившейся ситуации.
1. Любая коррекция начинается с себя. Создание доверительной атмосферы дома, слушать и слышать своего ребенка и его потребности, давать информацию по его вопросам.
2. Быть внимательнее. Внимание друг другу это проявление любви и заботы. Даже самый ворчливый подросток или интроверт в душе очень ждет помощи и поддержки. При обнаружении проблемы рекомендую сесть за «стол взаимопомощи» и искать действенное решение.
3. Снижение требований — увеличение сотрудничества. Подросток находится в постоянном выборе, напряжении и уровне притязаний. будьте другом и соратником, тренером, союзником.
4. Границы и рубежи. Важно, рациональным и демократичным путем соблюдать границы друг друга, мягко и без предвзятости их беречь.
5. Сублимация. Депрессия, как и любое токсичное состояние личности, требует эмоционального выхода. Не всегда конструктивно — агрессия, закрытые двери и молчание. А созидательные установки позволяют прожить кризис безопасно: творчество, спорт, йога, сочинения стихов, активность ума, арт-терапия, музыка.
В заключении хочется сказать, что подростковая депрессия и кризис легче проживается если вовремя предупредить, слышать своих детей, ценить чувства и мнения своих детей. Каждый родитель обладает как минимум одним важным качеством для улучшения качества жизни своего ребенка — любовью и лучше если эта любовь безусловная. Чтобы исключить часть внутренних конфликтов. Первичная социализация играет важнейшую роль на то, как подросток будет решать свои сложные ситуации и проходить жизненные кризисы. «Я рядом!» — лучший девиз родителя.
С уважением практический и детский психолог, арт -терапевт Академии Будущего
Толмачева Марина Олеговна
«Сила и личностная свобода — в преодолении»!